ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
 
Существенное свойство поэтической формы выражения мыслей составляет изобразительность, т.е. употребление таких слов и оборотов, которые возбуждают в воображении читателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений событий и действий. Изобразительности речи способствуют: эпитеты, сравнения, тропы, фигуры.
 
ЭПИТЕТЫ
 
Под эпитетами в широком смысле понимаются все грамматические определения и приложения (человек - добрый, путь - далекий). Но в строгом смысле эпитетами называются только такие определения, в которых указываются свойства предметов, производящие на человека особенно сильное впечатление. Напр.: море - синее, поле - чистое, береза - кудрявая, леса - зеленокудрые. Такого рода эпитеты называются украшающими. Эпитеты в речи способствуют живому и картинному изображению предметов, указывая на самые характерные их внутренние и внешние признаки. Кроме прилагательных, эпитетами могут быть: а) существительные (Волга - матушка, рожь - кормилица), б) существительные с прилагательными (Владимир - красное солнышко, Москва - золотые маковки), в) качественные наречия (ласково - приветствовать, сладко - спать). 
Постоянные эпитеты. В народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же эпитетами. Такие эпитеты называются постоянными: солнце красное, месяц ясный, добрый молодец, могучие плечи, красна девица, щеки алые, брови черные, уста сахарные, море синее, поле чистое и т.д. 
 
СРАВНЕНИЯ
 
СРАВНЕНИЯ - Это сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. 
 
"И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок".
 
В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п. 
 
"И погнувшись изба,
Как старушка, стоит".
 
"Словно как мать над сыновней могилой,
Стонет кулик над равниной унылой".
 
"Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает".
 
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ - особый вид сравнений представляют так называемые отрицательные сравнения, которые особенно часто встречаются в народных произведениях. В них сопоставляются два сходных между собою предмета, но в то же время указывается, что эти предметы не одно и то же (отрицается тождество сходных предметов).
 
"Не белы снеги забелелись:
Забелелись каменны палаты".
 
"Не былинушка в чистом поле зашаталася:
Зашаталася бесприютная головушка..."
 
"Что не ласточки, не касаточки
Вкруг гнезда увиваются:
Увивается тут родная матушка;
Она плачет - как речка льется."
 
ТРОПЫ
 
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются тропами. 
Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов: метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола,  ирония. 
 
МЕТАФОРА  - слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов. Напр.: звуки текущего ручейка напоминают лепет ребенка, на этом основании говорят: ручей лепечет; шум бури напоминает вой волка, поэтому говорят: буря воет. Таким путем в метафоре переносятся: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); напр.: лес призадумался, совесть скребет сердце, б) или свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный. 
"железный человек", "черствая душа."
 
АЛЛЕГОРИЯ - это распространенная метафора. В метафоре переносное значение ограничивается одним словом, в аллегории же оно распространяется на целую мысль и даже на ряд соединенных в одно целое мыслей. 
 
Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: 
 
"На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; 
"Слово молвит - рублем подарит (разумный)".
 
Более сложный вид аллегорий представляют басни и притчи. 
 
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
 
"А и горе, горе, гореваньице!
А и лыком горе подпоясалось,
Мочалами ноги изопутаны."
 
"Ведь уж осень на двор
Через прясло глядит.
Вслед за нею зима
В теплой шубе идет,
Путь снежком порошит,
Под санями хрустит..."
 
МЕТОНИМИЯ - троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого.
 
Причина вместо следствия: огонь истребил деревню 
Орудие вместо действия: какое бойкое перо! 
Автор - произведение: читаю Пушкина 
Владелец - собственность: сосед горит! 
Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; "не то на серебре, на золоте едал" 
Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел. 
 
СИНЕКДОХА - троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании количественного отношения между понятиями. Количественное отношение существует между частью и целым, единственным и множественным числом, определенным и неопределенным, между родом и видом. В речи и употребляется:
 
Часть вместо целого: семья состоит из пяти душ, "Уж постоим мы головою за родину свою"
Единственное число вместо множественного и наоборот: "Отсель грозить мы будем шведу", неприятель показался. Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана...
Определенное вместо неопределенного: "Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов"; по поверхности степи брызнули миллионы разных цветов. 
Род вместо вида: "Прекрасное светило простерло блеск свой по земле". 
 
Антономасия - особый вид синекдохи, состоящий в замене нарицательного имени собственным: он настоящий Крез(богач), Геркулес(силач), Чичиков(прохвост) и т.п. 
 
ГИПЕРБОЛА И ЛИТОТА. 

Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. 

 
Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.
 
Литота - столь же чрезмерное уменьшение: 
 
"это не стоит выеденного яйца"; 
"его от земли не видать (малорослого)". 
"Какие крохотные коровки!"
"Есть, право, менее булавочной головки!"
 
ИРОНИЯ - намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. 
 
"глуповатому говорят: умница!"
"шаловливому ребенку: скромный мальчик!
 
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...
 
САРКАЗМ - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением.
 
Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача, и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!
 
ФИГУРЫ 
 
Фигурами называются такие обороты речи, в которых писатель, под влиянием волнующих его чувств, отступает от строя обыкновенных выражений. Возникая под влиянием сильно возбужденного чувства писателя, фигуры в читателе пробуждают соответствующее настроение. Виды фигур: обращение или апострофа, повторение, усиление или градация, противопоставление или антитеза, умолчание, восклицание.
 
ОБРАЩЕНИЕ ИЛИ АПОСТОРОФА - эта фигура проявляется у сильно взволнованного человека, когда он под влиянием чувства обращается в форме вопроса или восклицания к Богу, к предметам неодушевленным, к отсутствующим или мертвым и т.п. 
 
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас?
Ах ты, поле мое, поле чистое!
Ты раздолье мое широкое!
 
ПОВТОРЕНИЕ. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину.
 
Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла...
 
УСИЛЕНИЕ И ГРАДАЦИЯ. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. 
 
"Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам".
 
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ИЛИ АНТИТЕЗА. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений.
 
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики...
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь - я раб, я червь - я Бог.
 
УМОЛЧАНИЕ. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму.
 
"Опальному изгнаннику легконас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле?"
 
ВОСКЛИЦАНИЕ. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли.
 
Но ах, жестокая судьбина!
Бессмертия достойный муж,
Блаженства нашего причина,
К небесной скорби наших душ,
Завистливым отторжен роком...
 
Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность.