РАЗНОВИДНОСТИ СТИХОТВОРЕНИЙ
 
АКРОСТИХ - интересный и любимый многими  вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать новый смысл.
 
Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.
 
Существует еще  разновидности подобного стихотворного творчества:
 
мезостих - слово образуют буквы в середине каждой строки;
 
телестих - слово образуют конечные буквы;
 
алфавитный акростих - где первые буквы строк составляют весь алфавит (без й,ь,ъ,ы).
 
Абсолютно пустынная местность,
Безымянные темные скалы...
Вечной тенью покрыта окрестность,
Где покрытые мхом перевалы
Да долины имеют дыханье,
Его звук слегка в воздухе разлит...
Жизнь - пустое без смерти страданье,
За страданьем - бессмертие манит...
И не слышно ни строчки, ни слова,
Красота пустоты завлекает,
Лишь притянет - отбросит, и снова
Меня тихо к себе подзывает.
Но в пустыне я чую движенье,
Одинокое, но непростое
По долине немое круженье,
Радость роста чего-то иного.
Солнце светит особенно ярко,
Так торжественно, так вдохновенно...
У горы вырастает фиалка -
Фиолетовая королева.
Холод или тепло - без различья,
Цвет не важен, важней радость роста,
Что бывает в мильонах обличий...
Шаг вперед сделать очень непросто:
Щит незримый - как камень в ограде.
Эх, быть может, все это - напрасно?
Юркий ветер фиалку погладил -
Я увидел, она так прекрасна...
 
ВОЛЬНЫЙ СТИХ — рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.
 
1.
Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву
 
2.
Кто лгать привык, тот лжет в безделице и в деле, 
      И лжет, душа покуда в теле. 
      Ложь — рай его, блаженство, свет: 
      Без лжи лгуну и жизни нет. 
          Я сам лжеца такого 
                  Знал, 
Который никогда не выговорит слова, 
      Чтобы при том он не солгал.
 
СМЕШАННЫЙ СТИХ - разновидность вольного стиха, отличающаяся чередованием строк различных размеров.
 
ДавнО/ в любвИ/ отрА/ды мА/ло:
Без Отзы/ва вздОхи,/ без рАдос/ти слЁзы;
Что бЫ/ло слАд/ко - гОрь/ко стА/ло,
ОсЫпа/лись рОзы,/ рассЕя/лись грЁзы...
 
В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится.
 
ВЕРЛИБР - тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии и изосиллабизма (равенства строк по числу ударений или слогов) и регулярной строфики. В таком стихе ритм (который создается повторением каких-либо однородных элементов) иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. 
 
Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали на него все страны вселенной,
Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
не бывало.
И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
этого города.
В каждом их слове и взгляде.
 
БЕЛЫЙ СТИХ - разновидность стихотворения, отошедшедшая в меньшей степени от канонов стихосложения. Белый стих на слух более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем только рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается.
 
Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива
И теперь спешит вот к дому
Через десять целых лет.
Соловьишка песнь выводит,
Счет годам ведет кукушка,
Ну а думы все Еремы
К родной горнице летят...
 
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - промежуточная художественная форма между свободным стихом и прозой.  Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер.
 
"Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.."