СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
 
ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв.)
 
Мой дЯ/дя сА/мых чЕст/ных прА/вил,
КогдА/ не в шУт/ку зА/немОг,
Он У/важАть/себЯ /застА/вил
И лУ/чше вЫ/думАть/ не мОг.
 
ХОРЕЙ -  (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. 
 
МчАтся/ тУчи,/ вьЮтся/ тУчи
НЕви/дИмко/Ю лу/нА
Осве/щАет/ снЕг ле/тУчий;
МУтно/ нЕбо,/ нОчь мут/нА.
 
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. 
 
В рАбстве спа/сЁнное
СЕрдце на/рОдное -
ЗОлото,/ зОлото
СЕрдце на/рОдное!
 
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. 
 
На сЕве/ре дИком/ стоИт о/динОко
На гОлой/ вершИне /соснА
И дрЕмлет,/ качАясь,/ и снЕгом/ сыпУчим
ОдЕта,/ как рИзой,/ онА.
 
АНАПЕСТ - (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. 
 
Есть в напЕ/вах твоИх/ сокровЕ/нных
РоковА/я о гИ/бели вЕсть.
Есть проклЯ/тье завЕ/тов свящЕн/ных,
ПоругА/ние счАс/тия Есть.
 
ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- uuu), 2-й(u- uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (uuu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея. 
 
СпИте полу/мЁртвые у/вЯдшие цве/тЫ,
ТАк и не уз/нАвшие рас/цвЕта красо/тЫ,
БлИз путей за/Езженных взра/щЁнные твор/цОм,
СмЯтые не/вИдевшим тя/жЁлым коле/сОм.
 
ПЕНТОН - (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. 
 
/Не шумИ ты, рожь,/
/Спелым кОлосом!/
/Ты не пОй, косарь,/
/Про ширОку степь!/
 
ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе. 
 
Три девИцы под окнОм
Пряли пОздно вечеркОм…
 
«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…», здесь в слове «за-немог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием. 
«В красе негаснущих страстей». 
 
ПИРРИХИЙ - чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»). 
 
АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха. 
 
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
 
СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд. 
 
ШвЕд, рУсский - кОлет, рУбит, рЕжет.
БОй барабАнный, клИки, скрЕжет,
ГрОм пУшек, тОпот, ржАнье, стОн,
И смЕрть, и Ад со всЕх сторОн.
  
УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании.
В стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца( клаузулах) (например, женских и мужских рифм). 
 
Горные вершИны
Спят во тьме ночнОй;
Тихие долИны
Полны свежей мглОй...
 
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ - (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой(//) после 6-го слога и парной рифмовкой(aa,bb); основной размер крупных жанров в литературе классицизма. 
 
Надменный временщик,// и подлый и коварный,(a)
Монарха хитрый льстец// и друг неблагодарный,(a)
Неистовый тиран //родной страны своей,(b)
Взнесенный в важный сан// пронырствами злодей!(b)
 
ГЕКЗАМЕТР - (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.
 
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
 
ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не употреблялся. 
 
ЛОГАЭД - (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др. 
 
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
 
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба. 
 
Губы мои приближаются
К твоим губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
 
БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные. 
 
Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
 
Дол ... Вдруг
Сед ... Лук
Шёл ... Ввысь:
Дед.
След ... Трах!
Вёл - ... Рысь
Брёл ... В прах.
Вслед. 
 
ВЕРЛИБР (фр. vers libre) — свободный от жёсткой ритмической и рифмовой композиции стих, характерный для поэзии XX века. Распространён практически во всех европейских и внеевропейских литературах.
  
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов… 
 
Этот странный обычай
Присваивать людям имена
(или иногда номера)...
Без имени я уйду.
Без имени разве найдут.
 
БЕЛЫЙ СТИХ — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник. Белый пятистопный ямб уже, таким обыкновенно пишется драма. 
 
Драматический пятистопный ямб:
 
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты...